«Песенка про пять минут» по-прежнему остается для нас главным новогодним шлягером. 50 лет назад на экраны вышел фильм «Карнавальная ночь» В середине 50-х годов прошлого века Эльдар Рязанов работал на «Мосфильме» режиссером-документалистом. Однако после того как он снял фильм «Весенние голоса», где были игровые эпизоды, худрук киностудии Иван Пырьев увидел в нем талант режиссера-постановщика. Правда, Рязанов тогда о художественном кино и не мечтал, а очень хотел … поехать в отпуск. Но Пырьев в приказном порядке сделал Рязанова режиссером новой музыкальной комедии «Карнавальная ночь». Эльдар Александрович робко предъявил мэтру купленный билет на поезд. Тот своего решения менять не пожелал, послал секретаря на вокзал сдать билет, а Рязанову сказал: «Поедешь в наш Дом творчества в Болшево, поможешь сценаристам довести сценарий до ума». Пырьев предложил начинающему режиссеру пригласить на роль Огурцова знаменитого Игоря Ильинского. «Я был в панике, – вспоминает Рязанов. – Ильинский по возрасту годился мне в отцы. Я знал его как зритель с самого детства. Пока Игорь Владимирович читал сценарий, я молил в душе: «Хорошо бы отказался!» Накануне встречи с актером, ожидая от него высокомерия и «звездности», я выработал программу, как вести себя со знаменитостью: глаза в пол, скромность и почитание. К моему глубокому изумлению этого не понадобилось. Ильинский держался необычайно деликатно, скромно». Актрису на роль Леночки Крыловой искали долго. Студентку второго курса ВГИКа Людмилу Гурченко ассистент режиссера пригласил на пробы, увидев ее в студенческом концерте с аккордеоном. Но молодой оператор-дебютант снял актрису так, что на экране она смотрелась ужасно. В результате в фильм взяли другую девушку, из самодеятельности. «Но уже на третий съемочный день я понял, что мы обманулись, – говорит Эльдар Рязанов. – Наша героин» выдала на кинопробе все, что умела. И я отправился к Пырьеву с повинной. На кого менять актрису, я точно не знал». Гурченко пригласили на повторные пробы, где был уже другой оператор – Аркадий Кольцатый. Они прошли на ура, и Пырьев приказал утвердить на роль Гурченко – к большому неудовольствию режиссера. Влюбленного в Лену Крылову электрика Гришу Кольцова сыграл Юрий Белов. Для него это также была первая главная роль в кино, она и сделала его знаменитым. По трагическому стечению обстоятельств, 31 декабря 1991 года актер умер, ожидая по телевизору показа «Карнавальной ночи»… Участники съемок вспоминают, что Сергей Филиппов, игравший в фильме подвыпившего лектора общества «Знание», несколько раз приходил на съемочную площадку нетрезвым. И, как это обычно и бывает, роль пьяного в таком состоянии ему никак не давалась. Не выдержав, Рязанов просто выгнал Филиппова со съемочной площадки. А через два дня актер пришел на съемки абсолютно трезвый и блестяще сыграл лектора, считающего звездочки и танцующего лезгинку. Однажды во время работы над картиной в павильон заглянула группа иностранцев. В тот момент снимали сцену, где Леночка Крылова в черном платье с белой муфточкой поет «Песенку о хорошем настроении». Одна элегантная седовласая старушка через переводчика обратилась в Гурченко с просьбой потрогать тонкую талию актрисы. «О, шарман, манифик!» (очаровательно, великолепно!) – восторгалась иностранка, держа пальцы кольцом по размеру талии Гурченко. «А мы слыхали, что все женщины в России крупные», – сказала она. «Большой стране – большие женщины, – ответила актриса. И добавила. – В семье не без урода… да нет, я шучу, дитя войны… После голодовки не оправилась». Директор картины шепнул переводчику: «Последнее переводить не стоит. Товарищи иностранцы могут понять неправильно». Озвучивал «Карнавальную ночь» джазовый оркестр Эдди Рознера, при записи песен к фильму впервые в нашей стране голос записывался отдельно от оркестра: Гурченко пела, слушая мелодию в наушнике. По словам актрисы, смотреть, как идет запись, сбежались все работники звукоцеха. После «Карнавальной ночи» Людмила Гурченко проснулась знаменитой. А ее героиня Леночка Крылова в одночасье стала для многих объектом подражания. «Девушки шили себе платья точь-в-точь как у меня в фильме, худели, затягивали талии, опускали челки на лбы, закручивали волосы колечками, – вспоминала Людмила Гурченко. – Иногда я замирала на улице, как сеттер в стойке: навстречу мне шла я сама!» Как звезду советского кино молодую актрису пригласили на прием в Кремль. Но всесильному тогда министру культуры Фурцевой Гурченко не понравилась. Больше на приемы ее не приглашали, да и кино как-то перестали снимать. Гурченко обвиняли в левых концертах и на ее персону на студиях наложили табу. Только через два года она появилась в другом музыкальном фильме «Девушка с гитарой». «КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ» музыкальная комедия СССР, «Мосфильм», 1956 г. режиссер: Эльдар Рязанов в ролях: Игорь Ильинский, Людмила Гурченко, Юрий Белов, Георгий Куликов, Сергей Филиппов, Ольга Власова, Андрей Тутышкин, Тамара Носова, Геннадий Юдин, Владимир Зельдин, Борис Петкер * дебют Эльдара Рязанова в художественном кино * первая главная роль в кино Людмилы Гурченко * лидер проката 1956 года – фильм посмотрели 48,64 млн зрителей * приз Всесоюзного кинофестиваля в Москве (1958 г.) * в массовке снялась 17-летняя студентка хореографического училища Екатерина Максимова, будущая звезда мирового балета. Но кадры с ее участием из фильма ее вырезали * Большая часть фильма снята в коридорах и фойе Театра Советской Армии * фильм был снят в рекордный срок – за пять месяцев. из фильма слов не выкинешь * Есть установка: весело встретить Новый Год! * Видим две звездочки, три звездочки... Лучше всего, конечно, пять звездочек. * Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке неизвестно. * Я и сам шутить не люблю, и людям не дам! * Бабу-ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своем коллективе. * Докладчик сделает доклад, коротенько так, минут на сорок. * Ну, что же, заслушаем клоунов... * За все, что здесь сегодня было, лично я никакой ответственности не несу! споемте, друзья! Песенка про пять минут Музыка Анатолия Лепина Слова Владимира Лифшица и Вадима Коростылева Я вам песенку спою про пять минут. Эту песенку мою пускай поют. Пусть летит она по свету, Я дарю вам песню эту, Эту песенку про пять минут. Припев: Пять минут, пять минут, Бой часов раздастся вскоре. Пять минут, пять минут, Помиритесь те, кто в ссоре. Пять минут, пять минут, Разобраться если строго, Даже в эти пять минут Можно сделать очень много. Припев. На часах у нас двенадцать без пяти. Новый год уже, наверное, в пути. К нам он мчится полным ходом, Скоро скажем: «С Новым годом!». На часах двенадцать без пяти. Новый год – он не ждет, Он у самого порога. Пять минут пробегут – Их осталось так немного. Милый друг, поспеши, Зря терять минут не надо. Что не сказано – скажи, Не откладывая на год. В пять минут решают люди иногда Не жениться ни за что и никогда, Но бывает, что минута Все меняет очень круто, Все меняет раз и навсегда. Новый год недалек, Пожелать хочу вам счастья. Вот сидит паренек, Без пяти минут он мастер. Без пяти? Без пяти. Но ведь пять минут – немного. Он на правильном пути, Хороша его дорога. Пять минут – Так немного. Он на правильном пути, Хороша его дорога. Пусть подхватят в этот вечер там и тут Эту песенку мою про пять минут. Но пока я песню пела, пять минут уж пролетело – Новый год! Часы двенадцать бьют! Новый год настает, С Новым годом, с новым счастьем! Время мчит нас вперед, Старый год уже не властен. Пусть кругом все поет И цветут в улыбках лица. Ведь на то и Новый год, Чтобы петь и веселиться. Новый год настает! С Новым годом! С Новым счастьем! С Новым годом! С Новым счастьем!
|