Четверг, 2020-08-06, 08:03:30
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная страница РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Хотели бы вы бросить курить?
Всего ответов: 42
Начало » 2007 » Май » 4 » Про старые добрые и не добрые времена
Про старые добрые и не добрые времена
Радио
«Пионерская зорька»
Всесоюзная радиогазета для пионеров и школьников, передавалась четырьмя программами Центрального радиовещания.

Первый выпуск программы состоялся 19 апреля 1925 года (тогда она называлась «Радиопионер»). С 1955 года «Пионерская зорька» стала выходить в эфир ежедневно.

У нескольких поколений «Пионерская зорька» ассоциируется с утренним подъемом, завтраком перед школой. В передаче звучали детские песни (например, Шаинского), репортажи, давались советы о том, как следует себя вести настоящему пионеру.

«Радионяня»
Детская радиопередача. Впервые вышла в эфир в 1970 году. Передача задумывалась и как развлекательная, и, в то же время, как познавательная. Сложные правила грамматики русского языка, правила поведения в общественных местах или правила дорожного движения излагались в легкой игровой форме с помощью песен. «Радионяню» называли передачей для детей от 8 до 80 лет, она интересовала и детей и взрослых.

Первым автором передачи стал Эдуард Успенский, впоследствии его сменил Аркадий Хайт. Вели передачу известные в 70-х годах эстрадные исполнители Александр Левенбук и Александр Лившиц, а также «радиоволшебник» Николай Владимирович Литвинов.

Текст вступительной песни для передачи написал Успенский, а музыку - Владимир Шаинский.

«Радионяня», «Радионяня» - есть такая передача
«Радионяня», «Радионяня» - у нее одна задача:
Чтоб все девчонки и все мальчишки подружились с ней,
Чтоб всем ребятам,
Всем трулялятам было веселей!!!

В редакцию программы приходили мешки писем от слушателей разных возрастов. По приглашению ребят гостями программы были Юрий Никулин, Агния Барто, Евгений Леонов, Наталья Сац и многие другие.

Редактор передачи Елена Лебедева признается, что передача была уникальной по замыслу и исполнению, и подобной ей на радио не было и сейчас, к сожаленью, нет.

Телевидение

«Ералаш»
Детский юмористический киножурнал, созданный Борисом Грачевским и Александром Хмеликом в середине 70-х годов. Изначальная идея была проста как все гениальное: снять анекдоты, веселые, озорные, о детях и для детей. Но так, чтобы они ненавязчиво служили и воспитанию зрителей.

Планируемое название «Фитилёк» была отклонена самими создателями, и с подачи дочки Хмелика, тогда семиклассницы, Наташи, было придумано название «Ералаш». Согласно данным Большой Советской Энциклопедии, слово «ералаш» происходит от тюркского «аралаш» и в русском языке приобрело следующее значение:
1) беспорядок, сумятица, путаница, беспорядочная смесь чего-либо;
2) (устаревшее) смесь разнородного сухого варенья, сладостей разных сортов, орехов;
3) Старинная карточная игра, близкая к висту и преферансу.

Первые два выпуска журнала вышли в 1974 году.
Выпуск 1: «Позорное Пятно» (Пионерское собрание по поводу чернильного пятна на носу, автор А. Барто), «Почему мы так говорим?» (Взрослый старается понять жаргон мальчишки, Автор Л. Измайлов), «Дым, дым, дым» (Пожарная команда приезжает к школе, из окон которой валит густой дым, автор А. Хмелик).
Выпуск 2: «Слава Ивана Козловского», «Гостеприимство», «Не надо волноваться!».

Ежегодно выходило около 6 новых выпусков «Ералаша». «Ералаш» снимали и снимают очень известные режиссеры: Алла Сурикова, Павел Любимов, Юрий Кара, Борис Дуров, Вениамин Дорман, Исаак Магитон. Самые знаменитые актеры кино принимали участие в съемках: Геннадий Хазанов, Клара Новикова, Спартак Мишулин, Михаил Пуговкин, Вячеслав Тихонов, Светлана Крючкова, Лариса Удовиченко, Татьяна Лазарева, Любовь Полищук, Ольга Аросева, Владимир Зельдин, Вера Васильева, Ольга Кабо, Татьяна Пельтцер, Еефим Шифрин, Галина Польских, Раиса Рязанова, Семен Фарада, Владислав Галкин, Анна Терехова, Валентин Гафт… всех перечислить просто не возможно. В «Ералаше» снимались дети, которые сейчас стали знаменитыми: Юля Волкова («Тату»), ребята из группы «Smash», Наташа Ионова (Глюкоза).

В «доперестроечный» период по телевидению и в кинотеатрах «Ералаш» показывали редко, поэтому его ждали с нетерпением, дети ради «Ералаша» специально возвращались с улицы. Песня «Мальчишки и девчонки» (Музыка: Рыбников, стихи: А.Хмелик) из заставки стала популярной, легко узнавалась с первых аккордов и дружно подпевалась всей страной. «Ералаш» снимается до сих пор. Он не изменил своего формата, это всё те же анекдоты, веселые, озорные, о детях и для детей, с веселой музыкой и незамысловатой мультипликацией в начале. Журнал не теряет своей популярности, несмотря на то, что телевизионный эфир для детей стал более разнообразным.

«В гостях у сказки»
Детская передача, которая шла каждое воскресение в 16.00 по 1 каналу. Начиналась она с песни «Приходите в гости к нам» из кинофильма «Там, на неведомых дорожках».

Ведущей передачи была Валентина Леонтьева, известная всем детям тетя Валя. В конце 80-х в передаче появился еще один ведущий - Ноки (его играл известный ныне по телесериалам актер Денис Матросов).
В каждой передаче показывали какой-нибудь классический детский художественный фильм. Тетя Валя отдавала предпочтение сказкам Александра Роу («Василиса Прекрасная», «Морозко», «Марья-искусница»). Также «В гостях у сказки» показывала фильмы стран соцлагеря, например, чехословацкий «Три орешка для Золушки».

Еженедельно тетя Валя разбирала детские рисунки, которые юные поклонники «В гостях у сказки» присылали со всей страны. Прильнув дома к экрану телевизоров, отправившие свои творения дети с замиранием сердца ждали, покажет ли тетя Валя их рисунки на весь Союз.

«Спокойной ночи, малыши!»

Развлекательная и развивающая передача для детей дошкольного возраста. Самая первая программа для самых маленьких зрителей на отечественном телевидении. Выходила по второму каналу Центрального Телевидения, потом на долгие годы «переехала» на первый канал. В 2001 году «Спокойной ночи, малыши» показывали на «Культуре», а сегодня передача выходит на канале РТР в 20:50.

Программа появилась в сентябре 1964 года. Изначально в ней не было ни мультфильмов, ни кукол. На экране показывали рисунки известных мультипликаторов, а диктор читал текст за кадром. Потом в передаче появились кукольные спектакли-миниатюры с участием различных персонажей: зайца Тепы, Шустрика и Мямлика (все куклы изготавливались в театре Сергея Образцова). Помимо кукол в «Спокойной ночи, малыши!» принимали участие дети 4-6 лет, в гости к которым приходили известные театральные актеры: давали советы, рассказывали сказки. И только в конце 60-х годов в передаче стали появляться знакомые всем куклы: Филя (1967), Степашка (1970), Хрюша (1971) и Каркуша (1982). Иногда принимал участие в программе кот Цап-Царапыч. А совсем недавно слаженный коллектив пополнился новым героем Мишуткой.

Озвучивали кукол актеры московских театров: Наталья Державина (Хрюша), Наталья Голубенцева (Степашка), Григорий Толчинский (Филя), Гертруда Суфимова (Каркуша). Многие актеры уже ушли из жизни, сегодня Филю озвучивает Сергей Григорьев, а Хрюшу – Оксана Чабанюк.

Помогать непоседливым куклам вести передачу помогали «взрослые» - ведущие-дикторы: тетя Валя (Валентина Леонтьева), дядя Володя (Владимир Ухтин), две тети Тани (Татьяна Судец и Татьяна Веденеева), тетя Лина (Ангелина Вовк). В нынешних выпусках передачи их сменили актриса Анна Михалкова и бывшая «Мисс Вселенная» Оксана Федорова.

После небольшой интермедии с участием ведущих программы, следовал обязательный мультфильм. Часто мультик обрывали на самом интересном месте, и продолжения сказки приходилось ждать до следующей передачи.

Завершались «Спокойной ночи, малыши!» заставкой с пластилиновыми героями и колыбельной «Спят усталые игрушки» (музыка Аркадия Островского, слова Зои Петровой). Исполнялась песня Олегом Анофриевым и Валентиной Толкуновой. В конце 80-х случилась маленькая революция – заставку поменяли. Телевизор с сидящими вокруг игрушками сменили на рисованный сад, птиц и даму в огромной шляпе. В новой заставке звучала и другая колыбельная – «Спи, моя радость, усни…» (музыка Моцарта и Б. Флиса, русский текст С. Свириденко) в исполнении Елены Камбуровой. Однако новшество не прижилось, поэтому современные дети отправляются спать под песню «Спят усталые игрушки».

В 1997 году передаче вручена премия «Тэффи» как лучшей в номинации программ для детей.
песни «Спят усталые игрушки»

«Мурзилка»
Как из мухи получить слона, знают многие. А вот как гнома, героя американских комиксов, превратить в дворняжку, приблудившуюся к семейству простого советского слесаря? А дворняжку в желтого не-понять-кого, о приключениях которого будут читать миллионы?

Началось все еще в XIX веке: именно тогда американский художник Пальмер Кокс изобрел смешного гнома, чуть позже российская писательница Анна Хвольсон написала «Удивительные приключения лесных Человечков», где дала имена всем коксовским персонажам. Так появились Мурзилка, Незнайка, Знайка, и Баррабасс. Мурзилку весьма полюбили малыши, и он даже прикупил себе фрак и штиблеты. К слову, в Тамбове клянутся, что нашли журнал «Мурзилка», датированный 1903 годом! То есть, возможно, журнал выпускался и до революции.

Так или иначе, а послереволюционной России Мурзилка понадобился вновь. Правда, уже в раскулаченном варианте. Разорившийся полущенок-полукотенок лишился фрака, монокля, цилиндра и дома, мутировал, в результате чего стал беленькой собачкой дворняжкой и, наконец, обрел хрупкое счастье в рабочей семье, под присмотром мальчика Пети. В 1924 году вышел первый номер «ежемесячного журнала для детей младшего возраста».

Дворняжка, впрочем, тоже не прижилась и в 1937 году от забвения Мурзилку спас Аминадав Каневский. Благодаря ему, появился тот самый Мурзилка, за которым одно время следили сразу 6 миллионов детей - пушистый желтый товарищ в красном берете и шарфике, с фотоаппаратом через плечо.

В журнале начинали такие писатели, как Самуил Маршак, Сергей Михалков, Елена Благинина, Борис Заходер, Агния Барто. Причем они сочиняли не только рассказы и сказки, но и кроссворды, головоломки, познавательные истории о природе.

Кстати, по Рунету до сих пор ходят замечательные мурзилкины загадки 25-летней давности (автор, увы, неизвестен): «чтобы спереди погладить, нужно сзади полизать» (почтовая марка), «мальчик с девочкой в траве что-то делали на «Е»(ели землянику) и др. Остается удивляться, как родителям, читавшим эти загадки своим чадам, удавалось сохранять достойное выражение лица.

В 2004 году журнал отметил свое 80-летие, его нынешний тираж - сто с лишним тысяч экземпляров, уходящих, в основном, в российские регионы.

«Крокодил»
Главный юмористический журнал СССР. Издание газеты «Правда». Первый номер журнала увидел свет 27 августа 1922 года. Сначала это был еженедельник, а с 1932 года «Крокодил» стал выходить 3 раза в месяц. В 1972 году журнал награжден орденом Трудового Красного Знамени. В середине 1980-х годов тираж «Крокодила» составлял немыслимые по сегодняшним временам 5 млн. 600 тыс. экз.

В 1970-80 годы в журнале публиковались фельетоны В. Канаева, Р. Киреева, А. Моралевича, С. Бодрова, Ю. Борина, А. Ходанова, А. Вихрева; юмористические рассказы С. Комиссаренко, Б. Привалова, Л. Наумова, Б. Ласкина, М. Казовского, Е. Шатько и многих других авторов. Замечательные карикатуры рисовали Г. Огородников, Г. Андрианов, Ю. Черепанов, С. Спасский, Е. Ведерников, В. Добровольский, Е. Гуров, И. Сычев, В. Мочалов. Проводились разнообразные конкурсы среди читателей.

Основные рубрики «Крокодила» середины 1980-х: «Нарочно не придумаешь», «Ба, знакомые все лица!», «Крокодильский веселый кроссворд» (КВК), «Улыбки разный широты», «Под углом 40 градусов», «Вилы в бок», «Какой я Хозяин?», «Крокодил помог», «Читатель взволнован», «Мимоходом».

Для многих детей того времени «Крокодил» был самым популярным журналом, даже популярней, чем «Мурзилка», «Пионер» и «Костер».

В дополнение к журналу издавалась серия карманного формата «Библиотека Крокодила», в которой публиковались сборники отдельных авторов. Эти книжечки выходили 24 раза в год, тиражом 75 тыс. экземпляров. Другая серия называлась «Мастера советской карикатуры» и выходила в издательстве «Советский художник».

С 1992 года журнал стал выходить один раз в месяц, его тираж резко снизился и упал до 50 тысяч экз. к концу 1990-х годов. В 2000 г. была сделана попытка радикально модифицировать журнал, сменив формат на А4, бумагу на глянец, периодичность с ежемесячной на еженедельную и т.п. Но вернуть интерес широкой публике к журналу уже не удалось.

В 2001 году была сделана вторая попытка возрождения журнала, теперь уже в прежнем формате – появился журнал «Новый Крокодил», главным художником которого был проработавший долгие годы в советском «Крокодиле» Владимир Мочалов. К сожалению, летом 2004 г. журнал также прекратил свое существование.

Наконец, на наших изумленных глазах, в сентябре 2005 года вышла третья версия модифицированного постсоветского «Крокодила» под ред. Сергея Мостовщикова. Журнал распространяется исключительно в крупных супермаркетах и на бензозаправочных станциях по цене 100 рублей за номер.

«Пионерская правда»

Всесоюзная детская газета. Была основана в 1925 году в Москве как еженедельная пионерская газета — орган Московского комитета ВЛКСМ, с 1927 — орган ЦК и МК ВЛКСМ, с 1958 — ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. Выходила два раза в неделю.

В издании газеты активное участие принимали Н. К. Крупская, М. И. Ульянова, Ем. Ярославский, М. Горький, В. В. Маяковский, А. П. Гайдар, С. Я. Маршак, Л. А. Кассиль.

Газета должна была помогать пионерской организации и школе в коммунистическом воспитании подрастающего поколения. В «Пионерской правде» публиковались материалы о жизни советских пионеров и школьников, деятельности детских демократических организаций в других странах, важнейших событиях в СССР и за рубежом.
Здесь же печатались интервью с известными детскими писателями и поэтами, выступления государственных и общественные деятелей.

«Пионерская правда» также писала о всесоюзных и международных детских мероприятиях — походах, смотрах, конкурсах, выставках, спортивных играх и др. (например, военно-спортивная игра «Зарница», соревнования на призы клубов «Золотая шайба» и «Кожаный мяч», международные выставки детских рисунков, международные фотоконкурсы, выставки творчества юных техников).

Ежегодно «Пионерская правда» получала свыше 200 тыс. детских писем, многие из которых были опубликованы на страницах газеты. Газета награждена орденом Трудового Красного Знамени в 1945-м году и орденом Ленина в 1950-м. Тираж в 1975-м году составил около 9,5 млн. экземпляров.

Кубик Рубика

Всемирно известная логическая головоломка. Представляет собой куб, состоящий из 26 маленьких кубиков, каждая видимая сторона которых окрашена в различные цвета. Цель игры – поворачивая грани, привести каждую к одному цвету. Любая сторона может быть повернута вокруг своего центра до совмещения с кубом на 90°, 180°, 270°.

Изобрел кубик в 1974 году венгр Эрне Рубик, преподаватель промышленного дизайна и архитектуры в Будапештской Академии. И изначально кубик задумывался как трехмерное учебное пособие. Однако уже через год Рубик запатентовал его как игрушку, которая стала популярной во всем мире.

Настоящий бум кубика Рубика в мире начался в 1980 году, когда патент Рубика был куплен компанией Ideal Toys (именно она дала головоломке имя Rubic’s Cube), начавшей рекламировать и продавать эту игрушку во всем мире. Было выпущено около 100 миллионов «официальных» кубиков, еще больше подделок.
1980-м кубик получил венгерский национальный приз за лучшее изобретение и выиграл конкурсы на лучшую игрушку в США, Великобритании, Франции и Германии. На следующий год Кубик Рубика попал в экспозицию Нью-Йоркского музея современного искусства. Было выпущено более 60 книг, повествующих о различных алгоритмах сборки кубика. Появилось даже «Искусство кубика Рубика» (Rubik's Cube Art): произведения сложенные из кубиков.

Проходили соревнования по сборки Кубика Рубика на скорость. А в 1982 году в Будапеште состоялся международный чемпионат. Первое место занял вьетнамец Минх Тхай, собрав кубик за 23 секунды.

Необычайную популярность кубик Рубика приобрел в СССР. Он вошел в каждый дом, стал лучшим подарком на любой праздник, занимал людей «интеллектуальным трудом» во время поездки на метро, а школьников во время уроков, развлекал по вечерам дома лучше газеты или футбола по телевизору. Кубик заставлял людей спорить, доказывать, придумывать новые способы сложения головоломки. В научно-популярных журналах печатались статьи, посвященные кубику (например, журнал «Наука и жизнь»). Оригинальная головоломка была доступна каждому. Однако постепенно популярность кубика Рубика стала сходить на нет. Сегодня не так просто найти кубик в магазине, но можно попытаться сложить виртуальный кубик Рубика в Интернете.

Уроки


Труд
До четвертого класса мальчикам и девочкам приходилось «трудиться» вместе. На уроках труда делали незамысловатые конструкции с работающими лампочками и вентиляторами. А с 4-го класса школьников разделяли по половому признаку. Мальчики отправлялись вытачивать металлические детальки на станках и мастерить тумбочки, а девочки шили фартуки и варили супы. Когда у женской части класса проходили «кулинарные» занятия, юные мужчины тут же начинали интересоваться дамами. На переменах они бегали в «девочковый» кабинет труда в надежде, что на их долю перепадет что-нибудь вкусненькое. Чаще всего их, конечно, угощали горелым пирогом или пересоленным борщом. Как только «съедобные» уроки у девочек заканчивались, мальчишки резко теряли к одноклассницам интерес и снова утыкались в свои станки и тумбочки.

Пение
«Пение» - один из «легких» предметов, который преподавался с первого по шестой или седьмой класс. В начальной школе он назывался «Пение», затем «взрослел» и в дневниках начинали писать «Музыка».

И действительно, в начальной школе дети большей частью разучивали песни, а в средних классах преподавались азы музыкального образования, которые, правда, не включали в себя нотную грамоту или игру на каком-либо инструменте. Исключением были учителя-энтузиасты (в основном, сельские), которые собирали школьные хоры, оркестры и ансамбли. Но это – в свободное от учебы время. Часов на уроки музыкального воспитания отводилось мало – всего 1 урок в неделю.

Часто на занятиях приходилось заниматься далекими от музыки вещами – например, записыванием под диктовку учителя текстов малоизвестных, но санкционированных песен. В зависимости от возраста репертуар менялся: от детсадовского «Мишка с куклой громко топает, громко хлопает…», до подросткового хита «Крылатые качели…», который, впрочем, разучивать не приходилось, поскольку его и так все знали из-за повального увлечения приключениями Электроника.

Отдельно стояли песни военных лет («Ночь коротка»), и, особенно, гражданской войны – «Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца…» или «Щорс идет под знаменем, красный командир…», во время которой разрешалось постукивать костяшками пальцев по крышке парты, изображая ритм движения конницы – «тыгдым-тыгдым». Кроме того, в обязательную программу входили строевые песни, которые разучивались к общешкольным «Смотрам строя и песни».

В восьмидесятые годы была антивоенная патетика («Солнечному миру – да, да, да! Ядерному взрыву – нет, нет, нет!»), и, разумеется, гимн СССР разучивался во все годы и во всех классах.

В качестве уроков самой музыки как таковой школьникам, путем прослушивания пластинок, в сопровождении рассказа учителя, класса с четвертого преподавался классический оперный и балетный репертуар советских театров – «Риголетто» (игривое «Сеердцеее красаавицы склонно к измееене»), «Щелкунчик» (мультфильм на кинопроекторе) и, разумеется, «Лебединое озеро». На примере классической в педагогическом смысле, хотя и довольно сюрреалистической по звучанию пьесе Сергея Прокофьева «Петя и волк», малопопулярной за пределами учебных классов, рассказывалось о выразительных средствах разных инструментов: «толстый, грубый, хищный голос у гобоя («Волк») и веселый у флейты («Петя»)».

Главный инструмент учителя пения – гармошка, как называли аккордеон по незнанию ученики младших классов, хотя в классе обязательно было пианино или даже гитара, на которой педагог мог играть только в лично время.

В старших классах ученикам рассказывали про музыку рабов – «джаз», который появился после гражданской войны в США, из-за того, что освобожденные негры могли по дешевке купить на распродажах инструменты ставших ненужными военных духовых оркестров.

Музыка – один из немногих предметов, оценка за который выставлялась задолго до окончания курса средней школы, после седьмого класса. А учитель пения – обязательный участник всех внеклассных мероприятий общешкольного масштаба. Его неизменно богатая мимика, кивки головы и движения бровей в качестве дирижерской палочки всегда вызывали непреодолимый соблазн вслед за Электроником повторить: «Не надо «и…»!».

Просмотров: 438 | Добавил: baburoff
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск по новостям
Друзья сайта

Статистика
Copyright MyCorp © 2006