Постановка света при классическом светотональном портретеАвтор: Андрей Рогозин; Добавлено: 2007-04-13; Измененено: 2007-04-13;
Как известно, существуют две стилистики изображения - линейная (в
живописи это, например, Боттичелли, Дюрер, в архитектуре - готика) и
живописная (Рембрандт, постимпрессионисты, в архитектуре - барокко,
рококо). При создании светотонального рисунка на фотопортрете мы можем
получить изображение как линейного, так и живописного характера.
Линейное изображение чаще применяется в рекламной съемке. Причина этого
в том, что объем головы в такого рода фотографиях создается не за счет
света, а за счет работы визажиста: скулы притемняются, середина века
высветляется перламутровыми тенями, и т.п. - фактически все объемы
создаются путем "раскрашивания" лица модели. В остальных случаях объем
на голове построен за счет светового рисунка, а сама фотография
тяготеет не к линейному, а к живописному характеру.
Здесь мы попробуем обсудить особенности постановки света на портрете
при создании светотонального рисунка (светотональной называется схема,
при которой на сюжетно-важной части лица отсутствуют падающие тени).
На первой фотографии свет стоит от камеры - стандартный софтбокс
60х90 расположен прямо над камерой (см. схему 1). При таком положении
источника света падающих теней на лице мы, конечно, не увидим. Но и
объемов - тоже, по крайней мере до тех пор, пока их не нарисует
визажист. Конечно, если вместо софтбокса мы возьмем более точечный
источник - например, вспышку с открытым простым отражателем, то объемы
слегка проявятся, но все же в недостаточной степени.
Попробуем сдвинуть прибор чуть в сторону (см. схему 2). Объемы на
голове появились (фото 2), но они пока что выражены недостаточно четко
- в отличии от того случая, когда прибор стоит чуть контровее плоскости
носа (фото и схема 3). Рассмотрим этот момент чуть подробнее. Основное
правило (которое, конечно же, в некоторых исключительных случая можно и
нужно нарушать) состоит в следующем: центр прибора, дающего рисующий
свет в классической светотональной схеме должен располагаться чуть-чуть
контровее плоскости носа. На схемах 1-3 плоскость носа обозначена
светлым прямоугольником. (Чем ближе к камере расположен прибор, тем он
более фронтален, чем он дальше от камеры и развернут в ее сторону - тем
он более контровой).
Здесь есть одна тонкость - нужно следить за тем, чтобы прибор не был
слишком контровым - в этом случае на лице появятся падающие тени и
схема из светотональной превратится в светотеневую. Заметим, что чем
больше размеры источника света, тем легче получить светотональную схему
и тем комфортнее в ней работать. С точечным источником света даже
маленькие повороты головы модели при нахождении выразительной позы
будут существенным образом менять световой рисунок, а при использовании
больших софтбоксов или зонтов - даже средние по амплитуде повороты не
будут приводить к сколько-нибудь принципиальным изменениям.
|
|
|
Фото 1. Прямой свет от камеры |
Фото 2. Фронтальное положение |
Фото 3. Контровое положение |
|
|
|
Схема 1. |
Схема 2. |
Схема 3. |
Что же, с одной "координатой" источника света мы разобрались -
прибор должен стоять чуть-чуть контровее плоскости носа модели. А что
творится со второй "координатой" - с высотой? Здесь есть определенная
закономерность - чем ниже расположен прибор, тем, во-первых, шире будет
получаться лицо , и, во-вторых, тем менее будут проявлены вертикальные
объемы (фото и схема 4). Когда источник света был расположен прямо над
камерой (фото и схема 1), у нас полностью скрадывались горизонтальные
объемы, теперь же - при нижне-боковом положении источника света, в
значительной мере скрадываются вертикальные объемы. В некоторых случаях
именно такое положение рисующего источника света оказывается наиболее
выгодным, но чаще красивый портрет можно сделать тогда, когда рисующий
прибор находится немного выше головы человека, которого мы снимаем
(фото и схема 5). Но и слишком высоко поднимать прибор не стоит - в
этом случае глаза могут провалиться в тень, и портрет получится
сумрачным, тяжелым. Если сумрачность, погруженность в себя,
психологический надрыв - это тот образ, который вам нужен, то можно
смело поднимать софтбокс очень высоко, вплоть до того, что свет может
падать вертикально сверху. Чаще всего такие схемы хорошо работают на
возрастных, фактурных лицах - жизненный опыт, печать времени очень
хорошо сочетаются с драматичным верхним светом.
|
|
Фото 4. Низкое положение |
Фото 5. Нормальное положение |
|
|
Схема 4. |
Схема 5. |
Настало время разобраться с заполнением, а, точнее, с контрастом
света на голове. Здесь мы можем пойти по одному из двух путей - либо
получать высококонтрастную, графичную картинку, либо пытаться уложить
диапазон яркостей нашего сюжета в классические 5 ступеней. Для того,
чтобы получить графичное изображение, достаточно с теневой стороны
поставить "негра" или "французский флаг" - матовый черный отражатель.
Это может быть фирменный отражатель, а может - просто кусок черной
неблестящей ткани. Вся разница между ними в том, что ткань еще нужно
как-то исхитриться закрепить.
Чаще, однако, сюжет стараются уложить в 5 ступеней. Попробуем
разобраться, как это сделать с помощью отражателя - пока что мы
предполагаем, что лампочка у нас одна. Логичным кажется расположить
отражатель с теневой стороны головы – свет попадет в теневую часть,
контраст снизится, и дело в шляпе. На самом деле – не все так просто.
Давайте посмотрим на 6 кадр – на чем будет сосредоточено внимание
зрителя? Сравните кадры 6 и 8 – в каком из них глаза привлекают больше
внимания? А ведь именно глаза чаще всего являются наиболее
выразительной частью лица, именно взгляд держит зрителя, не отпускает
его, открывает путь к тому диалогу с портретом, который и есть конечная
цель портретной съемки. В чем же разница между 6 и 8 кадрами? Ответ
очень прост – в положении и цвете отражателя. Если мы расположим
отражатель сбоку, как это сделано на фотографии 6 (см. схему 6), то
свет в большей степени ляжет на ухо, выделит и подчеркнет его, чем
корректно заполнит тень на повернутой от света щеке. Результат – два
центра внимания в кадре – глаз и ухо – и портрет становится гораздо
менее выразительным. Примерно то же самое происходит в случае, когда
отражатель стоит спереди-снизу – этот случай изображен на кадре 7 (см.
схему 7). На лице подчеркиваются совершенно ненужные и нежелательные
объемы, да и стройности и подтянутости такой свет лицу не добавляет.
Кроме того, складывается совершенно не характерная для «живого» света
картина: на одной половине лица свет лежит сверху-вниз, а на другой
снизу-вверх. Ничего хорошего такая схема постановки света при съемке
классического портрета не даст.
Наиболее точный и красивый свет даст отражатель, который стоит чуть
выше или на уровне головы портретируемого, и расположен он не сбоку, а
выдвинут вперед, к камере (см. схему 8). Каким именно отражателем
пользоваться – золотым, серебряным, белым – дело личного вкуса каждого
фотографа, но с моей точки зрения наиболее красивый свет дает простой
белый отражатель - именно с таким отражателем снят 8 кадр.
|
|
|
Фото 6. Отражатель сбоку |
Фото 7. Отражатель снизу |
Фото 8. Отражатель сбоку-спереди |
|
|
|
Схема 6. |
Схема 7. |
Схема 8. |
|
|
|
Схема 6. Вид сверху |
Схема 7. Вид сверху |
Схема 8. Вид сверху |
Напоследок еще раз прошу обратить внимание – в этой лекции мы
обсуждали постановку света именно на классическом психологическом
портрете. Фэшн, образный портрет, имитация жанрового портрета,
гламурный портрет – эти стили зачастую требуют принципиально иной
работы со светом. В следующих лекциях мы обязательно коснемся этих тем,
а пока – спасибо за внимание.
|