Обнаженная натура — один из самых дискуссионных жанров в
изобразительном искусстве в целом и фотографии в частности. За всю
историю существования жанра (а история эта насчитывает не одно
тысячелетие) изображение нагого человеческого тела то возвышалось до
сакральных высот (в современных терминах — становилось мейнстримом), то
предавалось фактическому осуждению и вытеснялось на задворки
художественной жизни. В относительно недолгой (по сравнению со
скульптурой и живописью) истории фотографии этот жанр смог
сформулировать свою особую пецифику, открыл новые точки зрения, хотя на
первых порах, как и другие фотографические жанры, подчинялся законам и
канонам живописи.
Первые фотографии в жанре ню были сделаны практически сразу после
изобретения фотографии. Это произошло, как только выдержки уменьшились
настолько, что стало технически возможно более-менее качественно
фотографировать человека (1841–1844 гг.). Самые первые эротические
фотографии, увы, не сохранились. Известно, что на них изображались
примитивные бытовые сценки, зачастую с нелепым (с эстетической точки
зрения) сюжетом. Так, обнаружено несколько снимков изображением
обнаженной дамы, сидящей на ночном горшке. Каждый новый этап в развитии
фототехники приводил к заметному количественному увеличению снимков
обнаженной натуры. Если в 1860 г. в мире было сделано порядка 5 тысяч
эротических снимков, то к 1899 г. эта цифра достигла 30 тысяч.
В 1870 г. в Англии выходит тираж первой в мире эротической почтовой
открытки. В это же время в Европе рождается мода на экзотическое
этническое ню — фотографии обнаженных папуасов. На 1900-е гг.
приходится пик популярности снимков с томными нимфетками, а возрождение
Олимпийских игр в 1910-х гг. вызывает к жизни новое течение в ню —
спортивную фотоэротику.
Если рассматривать эволюцию наиболее значимых работ в жанре
фотографического ню, то явно заметна тенденция перехода от строгого
академизма, заимствованного у живописи конца XIX — начала ХХ века, к
современному состоянию, которое можно охарактеризовать как полная
свобода выбора идей и сюжетов.
Условно ню можно разделить на 2 вида.
Арт ню (art nude) — художественная обнаженная съемка. Этот термин чаще
всего применяется к фотографиям, где обнаженная натура показана
артистично, со вкусом. Нередко фотографы, работающие в этом жанре,
используют черно-белую пленку, применяют игру света для придания своим
работам большей артистичности, драматизма или даже мистичности. Такие
снимки скорее предназначены для художественных галерей, чем для
журнальных публикаций.
Эротическое ню (erotic nude) — эротическая обнаженная съемка. В отличие
от художественной, не ставит перед собой цели затронуть высокие струны
человеческой души, а
стремится привлечь внимание и вызвать сексуальное желание показом
красивой обнаженной натуры.
Граница между эротикой и порнографией
Официальное «открытие» порнографии произошло в начале ХХ века, в
результате полицейской облавы в 1900 г. перед всемирной выставкой в
Париже. Агентами было изъято 80000 открыток, причисленных к
непристойным. Общественность была шокирована не количеством изъятых
фотографий, а степенью их востребованности…
Попытку определить грань между приличным и неприличным в изображении
обнаженного человеческого тела предпринимало не одно поколение критиков
и мыслителей. Дебаты по поводу того, что является порнографией, а что
эротикой, не закончены и по сей день. Это неудивительно, так как
понятия красивого/некрасивого, пристойного/непристойного,
сексуального/асексуального меняются в зависимости от исторического
времени, места, культуры, в которых работает фотограф. Эпохи диктовали
свои правила, задавали критерии, определяли типажи. Фотокарточки,
которые в конце XIX века оценивались как непристойные или
порнографические, сегодня вызывают лишь снисходительную улыбку.
Елена Петровская точно подметила: «Порнография характеризуется,
во-первых, как непристойная, и, во-вторых, как обладающая низким
художественным достоинством. Оба признака, как нетрудно заметить, суть
производные времени и места. Не во всех культурах обнаженное тело
воспринимается в качестве непристойного… Да и в рамках одной и той же
культуры понятие непристойности подвержено изменениям».
Если касаться уже радикального отличия эротики от порнографии,
очевидно, что эротика не предполагает показа гениталий. Порнография —
это физиология, биологическая констатация факта. Цель порнографии —
вызвать сексуальное желание. Эротика нацелена на активацию
эстетического восприятия тела, стремится пробудить не животный
инстинкт, а тонкое желание. В ней речь идет об искусстве и красоте, а
не об изображении «пикантных» частей тела.
Немаловажно также и то, что адекватное восприятие ню-фотографий зависит
от степени культуры и интеллектуального багажа самого зрителя. То, что
для одного человека является эротичным, красивым и изящным,для другого
может оказаться пошлым и стыдным.
Роберт Мэпплторп — эстетизация порнографического
Пожалуй, первым революционером в восприятии порнографического
фотоизображения стал Роберт Мэпплторп.
Мэпплторпа можно назвать революционером как на уровне идей, так и
способе изображения. С одной стороны, в своих фотографиях он выступил
эротическим провокатором: поднял проблему однополой любви,культ
сексуальных и расовых различий.
С другой — он заново открывает традиции античных мастеров: смелая
композиция фигур, идеальная красота, которая восходит к классическим
образцам скульптуры и живописи. «Если бы я родился 100 или 200 лет
назад, я бы мог стать скульптором, но фотография — это очень быстрый
способ увидеть, создать скульптуру», — признавался он. Соединив
традиции прошлого и идеи настоящего, Мэпплторп преодолел временной
разрыв и открыл в фотоискусстве новые горизонты в восприятии нагого
тела.
Мэпплторп узаконил в эротической фотографии сразу несколько аспектов:
традиционная фотография обнаженной натуры — это изображение женского
тела. Практически 99% фотографий этого жанра составляют фотографии
женщин. Мэпплторп изменяет исторически заданный
фотографами-предшественниками ракурс, переключив внимание зрителя на
мужское тело. Он показывает, что мужская плоть не менее эротична, чем
женская. При этом фотограф не умалял женскую сексуальность. Он скорее
убирает приоритеты, уравнивает мужское и женское, открыв и узаконив
мужское тело в фотоискусстве, Мэпплторп переступил еще одно табу,
которое до него никто не решался преодолеть, — гомосексуальную любовь,
которую разделял и сам;>
Мэпплторп фотографировал немало темнокожих людей. Показывая красоту
нагого тела, фотограф тем самым освобождал их от внешних социальных
предрассудков.
Агрессивная эротика Хельмута Ньютона
Не менее известный новатор и провокатор Хельмут Ньютон — фотограф,
стиль которого стал образцом для подражания на долгую эпоху. Он
фактически сформировал критерии визуальной эстетики второй половины ХХ
века.
На протяжении многолетней карьеры его называли и помешанным, и
извращенцем, и женофобом, так как женщин он часто снимал в подчиненных
позах, в наручниках и инвалидных креслах, в детских медицинских
корсетах. Его работы вызывали возмущение и ненависть феминисток во всем
мире.
Его называли порнографом — когда он акцентировал внимание на
откровенном поведении своих моделей, а также фашистом — когда
обнаженные женщины на его снимках производили впечатление особо
угнетенных. Но тем не менее именно его работы стали отправной точкой в
способе фотографирования современной женщины, визуальной передаче ее
сексуальности, которая, само собой, отличалась от сексуальности женщины
начала века.
Можно сказать, что Ньютон понимал дух времени и редко ошибался.
Известный экономический принцип «спрос рождает предложение»
применительно к эротической фотографии был актуален всегда, так как
зритель всегда нуждается в такого рода визуальном приключении. Сегодня
фотография обнаженной натуры находится на
том этапе, когда борьба за возможность свободной демонстрации
обнаженного тела осталась в прошлом. Современный ню-фотограф, в отличие
от своих предшественников, обладает куда большей свободой действий.
Однако и нынешний зритель очень неплохо подкован в восприятии
эротических фотографий, поэтому требует от авторов не только уникальной
художественной логики, мысли и особого настроения, но и современного
взгляда, новизны в духе времени, которой так славились Ньютон и
Мэпплторп.
|