Есть два кардинально разных подхода к съемке фейерверков: Первый подход:
Увидеть из окна начало фейерверка, побежать за камерой, на автомате
через стекло снять со вспышкой, выругаться, что вспышка всё забила
светом, открыть окно, отключить вспышку, и увидеть что фейерверк
закончился. Второй подход: Системно, перфекционистски подготовиться к съемке, обращая внимание на все мелочи. Я
намеренно описываю второй подход максимально подробно, обращая внимание
на всевозможные мелочи. Это не значит что если не соблюсти все этапы,
то ничего не получится. Более того, при съемке я сам часто пропускаю
некоторые этапы. Но лучше знать заранее, что и как влияет на результат,
чтобы осознанно выбирать, что делать а что нет и быть готовым к
результату. Выбрать, соответственно какой-то промежуточный подход. 1. Заранее узнать время и место, откуда будут запускать фейерверкC
бухты-барахты и без подготовки снять правильный фейерверк практически
нереально. Это процесс быстротечный и на настройку камеры и выбор
ракурса уйдет ровно столько времени, сколько фейерверк и длится .
Но это не значит, что не надо пытаться - может, Вам повезет больше чем
мне. Обычно в городе не так много площадок пригодных для запуска
правильного фейерверка. О времени запуска обычно сообщают в прессе,
промелькивает информация в городских форумах, LiveJournal-е и т.п. 2. Выбираем точку съемкиФейерверк
лучше фотографировать с 700...1000 метров. Желательно, чтобы на
переднем плане была водная гладь - отражения в воде очень оживляют
картину. Если есть такая возможность, точка запуска не должна быть
заслонена деревьями или домами. Хорош также вариант съемки с высокой
точки - с балкона, крыши дома и т.п. - тогда городской пейзаж тоже
несколько оживляет картинку.
Если подходить совсем уж
перфекционистски, то желательно подобрать две разные точки съемки. И
фотографировать с той, с которой ветер будет сносить дым вбок. Иначе
получится мешанина из дыма, переднего плана и собственно фейерверка.
Заранее
посещаем точку съемки с камерой, пристреливаемся, определяем на каком
фокусном расстоянии (зуме) снимать, всё ли помещается в кадр. Нет ли
чего лишнего в кадре. Нужно обратить внимание на яркие паразитные
источники света, которые будут слепить при съемке фейерверка.
Если
у вас нет штатива, на месте нужно подумать, куда и как можно пристроить
камеру для исключения смаза на нескольких секундах выдержки. Если
штатив есть - думаем, как и куда его ставить. При съемке с водой в
кадре выгоднее точку съемки подобрать поближе к воде и пониже. 3. Готовим техникуПоскольку
фейерверк это яркий источник света в кадре на фоне не менее ярких
городских огней, то настоятельно рекомендую заранее почистить оптику,
прикрутить бленду (если она есть).Заранее убеждаемся, что штатив в
наличии и в исправном состоянии, что аккумулятор полон, а на карте
памяти хватает места. Желательно также наличие спускового тросика (или
его беспроводного аналога). 4. СнимаемЯ
прихожу на точку съемки за полчаса до начала фейерверка, чтобы успеть
застолбить с любовью выбранное место. Если фейерверк предваряется
народным гулянием, нужно прийти еще раньше, чтобы потихоньку "выдавить"
гуляк с точки съемки. Разворачиваю штатив, выравниваю горизонт, делаю
несколько пробных кадров, пристреливаюсь, короче говоря. Я
стараюсь охватить немного больше пространства, чем того требует
фейерверк - никогда заранее не знаешь, как захочется потом
скадрировать. А в процессе самого фейерверка времени на смену фокусного
расстояния нет. Съемку я
провожу глядя не в видоискатель, а на сам фейерверк - так можно
во-первых самому насладиться зрелищем, а во-вторых заметить летящие
заряды или еще какие интересные события. А это значит, что штатив
должен стоять надежно как скала и не допускать шевелёнки и смещения
камеры от кадра к кадру. Параметры съемки:
параметр | значение | примечание | Чувствительность | ISO 100 | Желательно поставить минимально-возможное. Иначе шум всё испортит. | Диафрагма | F8...F11 | Выбираем
такие значения, при которых резкость объектива максимальна. При этом
света должно хватить на проработку общего вида города без фейерверка. | Выдержка | 2..3 секунды | Обычно хватает. Подробности про выдержку описаны ниже. | Резкость | Минимально возможная | Поможет детальнее проработать источники света. Резкость будем поднимать после обработки. | Баланс белого | По освещению переднего плана | Подбираем такой, чтобы небо сохранило синеву, но передний план не приобретал совсем уж явного цветового оттенка. | Формат файла | RAW | Если RAW нет, то максимально качественный JPG или TIFF. | Автофокус | Отключен, фокус на расстояние до фейерверка. | В
принципе можно ставить и гиперфокальное расстояние фокусировки, но
резкость фейерверка мне дороже резкости переднего плана. Поэтому я
фокусируюсь на фейерверк. |
Подробнее о выдержке Красивые
шары в небе можно предугадать по летящему высоко вверх темному заряду -
увидели летящий вверх заряд и вспышку - сразу давим на спуск. За 2..3
секунды заряд успевает полностью раскрыться, но падающие вниз брызги
огня после шара еще не появляются. Интервал между выстрелами обычно
одинаковый и можно под него приспособиться уже на второй-третий кадр.
Фотографировать
шутихи, светящиеся надписи и прочие мельтешащие объекты нужно на более
короткой выдержке типа 1/2 секунды и не сильно рассчитывать, что они
хорошо получатся. Это объект в движении и хорош именно в динамике. Если
выдержка будет больше - получается каша.
Не
в тему, но важно - доблестная милиция любит "неожиданно" проверить
документы у "сомнительных личностей" с "подозрительной техникой".
Документы лучше прихватить. В идеале - настоящее удостоверение
фотокорреспондента. Не
спешите после съемки сразу сворачиваться - подождите около пяти минут -
может будет продолжение или финальная часть, а техника уже будет
свёрнута. 5. Обработка в PHOTOSHOP CSЯ
сначала, на автопилоте, всё преобразую в JPG и по ним выбираю те RAW,
которые буду обрабатывать "с пристрастием". При конвертации стараюсь
соблюсти баланс между цветом переднего плана, неба и самого фейерверка. В RAW-конверторе задвигаю влево до упора движок "Shadow"(!), выбираю минимальный "Sharpness" (!)
и подбираю "Exposure" так, чтобы передний план и дома немного
проработались, но фейерверк при этом не выбелился до потери деталей.
Если выбрать удобоваримое сочетание не получается, то приоритет
фейерверку. Преобразовываю в 16-битный файл. Фейерверк это объект с диким
диапазоном яркостей и нам предстоит сильно сужать динамический диапазон
без визуальной потери контраста. Поэтому и тени мы не режем в
конверторе и резкость не поднимаем вообще, и используем 16-битный цвет.
Исправить тени и резкость лучше потом, после сужения динамического
диапазона
Инструментом "Shadow/Highlight...": Shadows - Amount=20%, Tonal Width=20%, Radius=треть ширины кадра Higlight - Amount=10%, Tonal Width=20%, Radius=треть ширины кадра Это позволяет подтянуть задний план и фон, но при этом не потерять сам фейерверк.
Инструментом
"Levels..." выравниваем яркости по вкусу и немного затемняем фон
(вспоминаем, про движок "Shadow" в RAW-конверторе).
Вот после
этого желательно фильтром "Unsharp Mask" немного приподнять резкость
обращая внимание на то, чтобы основные линии огней на стали выбеленными
с резкой границей, но мелкие брызги приобрели четкость.
На последок кадрирование и изменение размера по вкусу. При
съемке на пленку рекомендуют применять мультиэкспозицию или ставить
длительную выдержку и прикрывать объектив между залпами. В случае
цифры лучше этого не делать - при длительной выдержке кадр получается
зашумленным. Проще потом при обработке склеить несколько кадров -
эффект тот же, а шумов меньше. Это пример одного из многих удачных кадров (фейерверк без монтажа). 6. Разбор полётовНиже я попробую собрать типичные ошибки, которые я допускал и рассказать как их не допускать
| Ветер сносил дым на меня и передний план оказался полностью скрыт. А жаль. был бы интересный кадр. Сразу за этим кадром подул ветерок и дым унесло влево. | | 1. Резкость явно избыточна - полосы света потеряли детали и выбелились, вокруг ярких источников света - ореолы. 2.
Точка съемки неудачная - дерево на переднем плане всё портит. Отбежав
вправо на 20 метров я избавился от дерева и потерял один снимок. | | Диафрагма F4.5 была явно лишней... Надо
бы прикрыть на пару ступеней. Из-за этого потерялись все детали в
центре шара, небо стало слишком светлым, но деревья на переднем плане
всё равно не проработались. | | Около водной глади в разные стороны летели белые заряды. Но выдержка в 10 секунд превратила их в одно большое белое пятно. Нужно было ставить выдержку в 1/2 и сделать 2..3 кадра для дальнейшего монтажа | | Наверху был шикарнейший шар... Нужно было или отойти подальше или поставить более широкоугольный объектив |
|