Среди фильтров для пейзажной фотосъёмки есть такая особенная группа
фильтров, без которых фотографирование пейзажа представить себе вообще
невозможно и фотоаппарат без которых - это деньги, выброшенные на
ветер. Речь
идёт про поляризационные светофильтры, образующие своего рода «элиту»
светофильтров. В дальнейшем мы будем называть их “поляризаторами”, как
это принято среди фотографов. Дело в том, что фильтры не только
отсекают поляризованное излучение, но и поляризуют проходящий через них
свет.
Эффект,
производимый поляризационными фильтрами на изображение, обусловлен тем,
что они задерживают, либо определённым образом преобразуют
поляризованный свет, образующийся в результате отражёния от любых
поверхностей, при этом зачастую насыщая цвета. Исключение составляют
металлические поверхности - отражения от них поляризаторы почти не
задерживают, поэтому “стереть” своё отражение в зеркале вам не удастся.
Убедительной и хорошо запоминающейся иллюстрацией работы поляризатора
является одна из реклам фирмы “Hoya”, на которой приведены два снимка.
На первом изображена красивая девушка, сидящая за столиком у окна в
кафе, сфотографированная с улицы без поляризатора, а на втором та же
девушка, но снятая уже с поляризатором, и на котором уже нет паразитных
отражений улицы в витрине, мешающих правильному восприятию этой
фотографии. Это даёт зрителю возможность самостоятельно оценить не
только стройность ног прекрасной посетительницы кафе, но и
восхитительные возможности поляризаторов фирмы Hoya.
В
отличие от скромных реалий прежних времён, в настоящее время на рынке
существует куда больше видов поляризаторов, чем просто “линейные” и
“круговые”. Так что, прежде всего, нам следует разобраться со всем
многообразием этих фильтров и систематизировать их, а затем уж
поговорим о том, как тот или иной поляризатор может помочь нам при
съёмке пейзажа. По строению поляризационной решётки они делятся на
линейные («linear») и циркулярные («circular»). У современных
производителей фотоаппаратуры существует навязчивое мнение, что
современные TTL-системы зеркальных фотоаппаратов “сходят с ума” от
линейных поляризаторов, то есть неверно определяют экспозицию и
особенно фокусное расстояние, поэтому всем владельцам зеркальных камер
рекомендуется использовать циркулярные (круговые) поляризаторы. Это
ограничение в полной мере относится к среднеформатным фотоаппаратам с
призмой и ко всем цифровым, но не распространяется на плёночные
незеркальные фотокамеры, не использующие TTL-замер. Однако, по моему
опыту работы с теми и другими фильтрами с зеркальной камерой в
автоматическом режиме, ничего подобного ни разу замечено не было. Даже
наоборот, кажется что линейные поляризаторы “поляризуют” чище. Но всё
равно стоит прислушаться к советам производителей и не
экспериментировать с этими наиболее дорогостоящими фильтрами. И если
говорить начистоту, то сегодня линейные поляризаторы хоть и остались в
каталогах, но из продажи уже почти исчезли.
По эффекту, производимому на изображение, поляризаторы можно разделить на три группы:
- обычные поляризаторы,
- поляризаторы, совмещённые с другими фильтрами,
- поляризаторы, меняющие цвет отражений.
7.1 Обычные поляризационные фильтры
Давайте
рассмотрим вначале самые распространённые, обычные поляризационные
фильтры («PL» и «CIR-PL»). Поляризатор – это второй светофильтр, после
защитного, который обязательно должен иметь в своём арсенале
каждый уважающий себя фотограф-пейзажист (третьим и последним будет
нейтрально-серый градиентный фильтр).
Как
было сказано, обычные поляризаторы в той или иной степени задерживают
отраженные лучи. Скажу сразу, ни один прозрачный фильтр не задерживает
их целиком и полностью, да это и не надо. Мы будем применять их для
фотографирования пейзажей с голубым небом, съёмок воды, лиственных
деревьев под открытым небом и тому подобных сцен. Я получил также
неплохие результаты при съемке освещённой солнцем архитектуры,
свежеокрашенных поверхностей, радуги (под углом примерно 135 градусов
от солнца) и разнообразных солнечных пейзажей сразу после дождя.
Поляризационный фильтр делает небо с облаками более выразительным
Давайте посмотрим на типичный пример использования поляризационного
фильтра. Слева - фотографии, снятые без фильтра, справа - с этим
светофильтром. В результате применения фильтра, в обоих случаях небо с
облаками стало более выразительным. При этом, само небо стало темнее, а
яркость облаков не изменилась.
Кстати:
Что не так очевидно, но на что рекомендую
обратить внимание - это цвет травы на нижнем снимке. На снимке с
поляризатором зелень стала более жёлтой, получив тёплую тональность.
Дело в том, что поляризатор удалил с травы также и холодные рефлексы
неба.
1. NIKON D70, SIGMA 18-35, ф.р.18мм, 1/200c, f14, ISO 200, wb "солнечно", без фильтра,
2. NIKON D70, SIGMA 18-35, ф.р.18мм, 1/60c, f14, ISO 200, wb "солнечно", c фильтром Tiffen C-PL,
3. NIKON N65, SIGMA 28-80, ф.р.28мм, 1/250c, f16, Fuji Velvia 50, без фильтра,
4. NIKON N65, SIGMA 28-80, ф.р.28мм, 1/60c, f16, Fuji Velvia 50, c фильтром Tiffen C-PL.
Задерживая отражённые лучи, эти фильтры делают воду прозрачной и
глубокой, независимо от того, что это за вода перед нами: озеро Байкал
или лужа на асфальте после дождя. Хорошей практикой является применение
поляризаторов при съёмке текущей воды с использованием штатива. Дело в
том, что для получения эффекта “молочной реки” нужна экспопара, близкая
к f22 и 2сек. Получить такую экспопару в яркую, солнечную погоду часто
не представляется возможным, и поэтому для ослабления яркости сцены
фотографы иногда используют нейтрально-серый фильтр, речь о котором
пойдёт ниже. Зная о том, что одной из особенностей поляризатора
является существенное ослабление освещённости, я предпочитаю
использовать его вместо нейтрально-серого фильтра, или вместе с ним,
там, где это возможно, получая при этом как увеличенное время выдержки,
так и прозрачную воду, плюс насыщенный цвет других элементов своего
снимка, таких как листва, трава и мокрые камни.
Поляризационный фильтр делает воду прозрачной и увеличивает выдержку
С этой фотографией мы ещё встретимся в разделе, посвящённом
светопоглощяющим фильтрам, а сейчас мне хотелось бы рассмотреть её с
другой стороны. Даже применяя фильтр ND, выдержка при съёмке этой сцены
всё равно была бы недостаточной для того, чтобы на фотографии получился
бы непрерывный поток. Применение поляризатора увеличило выдержку в
четыре раза, и, кроме того, сделало воду прозрачной.
NIKON D70, Sigma 28-80мм, ф.р. 28мм. 2c, f32 ISO200, wb "пасмурно, фильтр Quantaray ND8 и поляризатор Tiffen C-PL.
Если с отражениями в воде всё более-менее понятно, то не столь
очевидно, откуда берутся отражения на небе. Дело в том, в воздухе
всегда содержится взвесь микрочастиц и микрокапель, отражающая
солнечные лучи. Именно поэтому небо и выглядит таким светлым. Применяя
поляризационный фильтр, мы блокируем это отражённое, поляризованное
излучение. В результате, небо, притемняясь, приобретает насыщенный
синий цвет, при этом выделяются отдельные облака на нём, но их яркость
при этом не изменяется.
Как
видите, поляризатор помогает нам улучшить цвет воды и неба. Но ничуть
не менее полезным применением поляризатора является съёмка пейзажей с
лиственными растениями в ясный день. Если вы проведёте эксперимент, и
посмотрите в погожий день на листву деревьев через фильтр, при этом
вращая его, то заметите, что цвет листвы существенно меняется к
лучшему! Дело в том, что отражая свет неба, листва принимает хорошо
заметный холодный голубой оттенок. Вместе с тем, зрителям обычно
нравятся пейзажи в более тёплых тонах. Применение поляризатора поможет
удалить эти ненужные нам рефлексы. Обращаю ваше внимание, что проводя
упомянутый эксперимент, необходимо представить себя в роли фотоаппарата
и смотреть через фильтр со стороны его резьбы: некоторые поляризаторы
не «действуют» в обратном направлении.
Поляризационный фильтр удаляет холодные рефлексы неба с листвы
В результате применения поляризационного фильтра, листва приобрела
более тёплый тон. Очень многие фотографии начинающих пейзажистов
страдают именно холодной цветовой тональностью. Избавиться от неё нам и
помогут рассматриваемые фильтры, либо коррекционные фильтры серии 81, о
которых мы уже говорили в предыдущем разделе.
1. LEICA DIGILUX 1, ф.р.10.9мм, 1/450c, f4.4, ISO100, wb "солнечно", без фильтра,
2. LEICA DIGILUX 1, ф.р.10.9мм, 1/150c, f4.4, ISO100, wb "солнечно", c фильтром Tiffen C-PL.
Применение поляризаторов имеет три особенности, о которых надо помнить. Первая особенность
заключается в том, что эффективность действия поляризатора зависит от
его угла поворота относительно оси, и меняется от нулевой до
максимальной степени. При этом коэффициент поглощения света для
большинства поляризационных фильтров равен четырём, что приводит к
необходимости увеличения экспозиции на две ступени. Это первая из
причин, почему их нельзя использовать в качестве каждодневного фильтра
и снимать с ним всё подряд. Важно также знать, что в условиях
неполяризованного освещения, фактор пропускаемого света не зависит от
угла поворота фильтра относительно его оси. Повторяю – поляризаторы
существенно ослабляют световой поток!
|