Четверг, 2020-08-13, 09:28:55
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная страница Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
Статьи [9]
немного о городе в которов я живу [2]
Спутниковое ТВ [8]
Юмор [10]
Фото [20]
Разное [10]
Здоровье [17]
Кухня [30]
Оч!умелые ручки [15]
Dbox 2 [8]
Диеты [11]
Eros [22]
Кошки [11]
Собаки [7]
Статьи о взломе и хакерстве [1]
Аквариум [32]
Виноделие [23]
Уроки Фотошоп [24]
Компьютер [0]
Начало » Статьи » Фото

ПОЛЯРИЗАЦИОННЫЕ СВЕТОФИЛЬТРЫ

Среди фильтров для пейзажной фотосъёмки есть такая особенная группа фильтров, без которых фотографирование пейзажа представить себе вообще невозможно и фотоаппарат без которых - это деньги, выброшенные на ветер. Речь идёт про поляризационные светофильтры, образующие своего рода «элиту» светофильтров. В дальнейшем мы будем называть их “поляризаторами”, как это принято среди фотографов. Дело в том, что фильтры не только отсекают поляризованное излучение, но и поляризуют проходящий через них свет.

Эффект, производимый поляризационными фильтрами на изображение, обусловлен тем, что они задерживают, либо определённым образом преобразуют поляризованный свет, образующийся в результате отражёния от любых поверхностей, при этом зачастую насыщая цвета. Исключение составляют металлические поверхности - отражения от них поляризаторы почти не задерживают, поэтому “стереть” своё отражение в зеркале вам не удастся. Убедительной и хорошо запоминающейся иллюстрацией работы поляризатора является одна из реклам фирмы “Hoya”, на которой приведены два снимка. На первом изображена красивая девушка, сидящая за столиком у окна в кафе, сфотографированная с улицы без поляризатора, а на втором та же девушка, но снятая уже с поляризатором, и на котором уже нет паразитных отражений улицы в витрине, мешающих правильному восприятию этой фотографии. Это даёт зрителю возможность самостоятельно оценить не только стройность ног прекрасной посетительницы кафе, но и восхитительные возможности поляризаторов фирмы Hoya.

В отличие от скромных реалий прежних времён, в настоящее время на рынке существует куда больше видов поляризаторов, чем просто “линейные” и “круговые”. Так что, прежде всего, нам следует разобраться со всем многообразием этих фильтров и систематизировать их, а затем уж поговорим о том, как тот или иной поляризатор может помочь нам при съёмке пейзажа. По строению поляризационной решётки они делятся на линейные («linear») и циркулярные («circular»). У современных производителей фотоаппаратуры существует навязчивое мнение, что современные TTL-системы зеркальных фотоаппаратов “сходят с ума” от линейных поляризаторов, то есть неверно определяют экспозицию и особенно фокусное расстояние, поэтому всем владельцам зеркальных камер рекомендуется использовать циркулярные (круговые) поляризаторы. Это ограничение в полной мере относится к среднеформатным фотоаппаратам с призмой и ко всем цифровым, но не распространяется на плёночные незеркальные фотокамеры, не использующие TTL-замер. Однако, по моему опыту работы с теми и другими фильтрами с зеркальной камерой в автоматическом режиме, ничего подобного ни разу замечено не было. Даже наоборот, кажется что линейные поляризаторы “поляризуют” чище. Но всё равно стоит прислушаться к советам производителей и не экспериментировать с этими наиболее дорогостоящими фильтрами. И если говорить начистоту, то сегодня линейные поляризаторы хоть и остались в каталогах, но из продажи уже почти исчезли.

По эффекту, производимому на изображение, поляризаторы можно разделить на три группы:

  1. обычные поляризаторы,
  2. поляризаторы, совмещённые с другими фильтрами,
  3. поляризаторы, меняющие цвет отражений.

7.1 Обычные поляризационные фильтры

Давайте рассмотрим вначале самые распространённые, обычные поляризационные фильтры («PL» и «CIR-PL»). Поляризатор – это второй светофильтр, после защитного, который обязательно должен иметь в своём арсенале каждый уважающий себя фотограф-пейзажист (третьим и последним будет нейтрально-серый градиентный фильтр).

Как было сказано, обычные поляризаторы в той или иной степени задерживают отраженные лучи. Скажу сразу, ни один прозрачный фильтр не задерживает их целиком и полностью, да это и не надо. Мы будем применять их для фотографирования пейзажей с голубым небом, съёмок воды, лиственных деревьев под открытым небом и тому подобных сцен. Я получил также неплохие результаты при съемке освещённой солнцем архитектуры, свежеокрашенных поверхностей, радуги (под углом примерно 135 градусов от солнца) и разнообразных солнечных пейзажей сразу после дождя.



Поляризационный фильтр делает небо с облаками более выразительным

Давайте посмотрим на типичный пример использования поляризационного фильтра. Слева - фотографии, снятые без фильтра, справа - с этим светофильтром. В результате применения фильтра, в обоих случаях небо с облаками стало более выразительным. При этом, само небо стало темнее, а яркость облаков не изменилась.
Кстати: Что не так очевидно, но на что рекомендую обратить внимание - это цвет травы на нижнем снимке. На снимке с поляризатором зелень стала более жёлтой, получив тёплую тональность. Дело в том, что поляризатор удалил с травы также и холодные рефлексы неба.
1. NIKON D70, SIGMA 18-35, ф.р.18мм, 1/200c, f14, ISO 200, wb "солнечно", без фильтра,
2. NIKON D70, SIGMA 18-35, ф.р.18мм, 1/60c, f14, ISO 200, wb "солнечно", c фильтром Tiffen C-PL,
3. NIKON N65, SIGMA 28-80, ф.р.28мм, 1/250c, f16, Fuji Velvia 50, без фильтра,
4. NIKON N65, SIGMA 28-80, ф.р.28мм, 1/60c, f16, Fuji Velvia 50, c фильтром Tiffen C-PL.

Задерживая отражённые лучи, эти фильтры делают воду прозрачной и глубокой, независимо от того, что это за вода перед нами: озеро Байкал или лужа на асфальте после дождя. Хорошей практикой является применение поляризаторов при съёмке текущей воды с использованием штатива. Дело в том, что для получения эффекта “молочной реки” нужна экспопара, близкая к f22 и 2сек. Получить такую экспопару в яркую, солнечную погоду часто не представляется возможным, и поэтому для ослабления яркости сцены фотографы иногда используют нейтрально-серый фильтр, речь о котором пойдёт ниже. Зная о том, что одной из особенностей поляризатора является существенное ослабление освещённости, я предпочитаю использовать его вместо нейтрально-серого фильтра, или вместе с ним, там, где это возможно, получая при этом как увеличенное время выдержки, так и прозрачную воду, плюс насыщенный цвет других элементов своего снимка, таких как листва, трава и мокрые камни.


Поляризационный фильтр делает воду прозрачной и увеличивает выдержку

С этой фотографией мы ещё встретимся в разделе, посвящённом светопоглощяющим фильтрам, а сейчас мне хотелось бы рассмотреть её с другой стороны. Даже применяя фильтр ND, выдержка при съёмке этой сцены всё равно была бы недостаточной для того, чтобы на фотографии получился бы непрерывный поток. Применение поляризатора увеличило выдержку в четыре раза, и, кроме того, сделало воду прозрачной.
NIKON D70, Sigma 28-80мм, ф.р. 28мм. 2c, f32 ISO200, wb "пасмурно, фильтр Quantaray ND8 и поляризатор Tiffen C-PL.

Если с отражениями в воде всё более-менее понятно, то не столь очевидно, откуда берутся отражения на небе. Дело в том, в воздухе всегда содержится взвесь микрочастиц и микрокапель, отражающая солнечные лучи. Именно поэтому небо и выглядит таким светлым. Применяя поляризационный фильтр, мы блокируем это отражённое, поляризованное излучение. В результате, небо, притемняясь, приобретает насыщенный синий цвет, при этом выделяются отдельные облака на нём, но их яркость при этом не изменяется.

Как видите, поляризатор помогает нам улучшить цвет воды и неба. Но ничуть не менее полезным применением поляризатора является съёмка пейзажей с лиственными растениями в ясный день. Если вы проведёте эксперимент, и посмотрите в погожий день на листву деревьев через фильтр, при этом вращая его, то заметите, что цвет листвы существенно меняется к лучшему! Дело в том, что отражая свет неба, листва принимает хорошо заметный холодный голубой оттенок. Вместе с тем, зрителям обычно нравятся пейзажи в более тёплых тонах. Применение поляризатора поможет удалить эти ненужные нам рефлексы. Обращаю ваше внимание, что проводя упомянутый эксперимент, необходимо представить себя в роли фотоаппарата и смотреть через фильтр со стороны его резьбы: некоторые поляризаторы не «действуют» в обратном направлении.


Поляризационный фильтр удаляет холодные рефлексы неба с листвы

В результате применения поляризационного фильтра, листва приобрела более тёплый тон. Очень многие фотографии начинающих пейзажистов страдают именно холодной цветовой тональностью. Избавиться от неё нам и помогут рассматриваемые фильтры, либо коррекционные фильтры серии 81, о которых мы уже говорили в предыдущем разделе.
1. LEICA DIGILUX 1, ф.р.10.9мм, 1/450c, f4.4, ISO100, wb "солнечно", без фильтра,
2. LEICA DIGILUX 1, ф.р.10.9мм, 1/150c, f4.4, ISO100, wb "солнечно", c фильтром Tiffen C-PL.

Применение поляризаторов имеет три особенности, о которых надо помнить. Первая особенность заключается в том, что эффективность действия поляризатора зависит от его угла поворота относительно оси, и меняется от нулевой до максимальной степени. При этом коэффициент поглощения света для большинства поляризационных фильтров равен четырём, что приводит к необходимости увеличения экспозиции на две ступени. Это первая из причин, почему их нельзя использовать в качестве каждодневного фильтра и снимать с ним всё подряд. Важно также знать, что в условиях неполяризованного освещения, фактор пропускаемого света не зависит от угла поворота фильтра относительно его оси. Повторяю – поляризаторы существенно ослабляют световой поток!

Категория: Фото | Добавил: baburoff (2007-08-31)
Просмотров: 657

Форма входа
Поиск по каталогу
Статистика
Copyright MyCorp © 2006