Сколько нужно мегапикселей?
Цель данного исследования выяснить допустимый уровень шумов
матрицы для печати фотографий, а также зависимость величины
отпечатка от линейного размера цифрового изображения.
Условия. Снимки сделаны цифровыми камерами Sony DSC-V1 (5 Мпикс),
Olympus C-770 (4 Мпикс). Освещение дневное. Фотографии были
подготовлены к печати в фотошопе: проведена цветокоррекция,
настройка резкости, изменение размера. Печать производилась в
лаборатории на цифровом фотопринтере Noritsu QSS-3202, разрешение
300 dpi.
Вокруг матрицы цифрового фотоаппарата сложилось много
предрассудков и мифов. Начало им положили сами
компании-производители, которым выгодно быстрое устаревание
продукта. Многие любители, работающие с цифрокамерами или
потребители, желающие обзавестись данным устройством, часто имеют
мало доводов против рекламных ходов компаний. Мегапиксели нужны для
получения хорошего отпечатка, так как требования экрана к числу
точек изображения гораздо скромнее. Печатаются, к сожалению,
владельцы цифрокамер редко, что подтверждает исследование
InfoTrends, поэтому данный тест может стать отправным первым шагом в
вашем личном изучении печати из цифрового источника.
Что можно получить с четырёх мегапикселей? Исходный размер кадра
2288х1712.
Olympus C-770, ISO 64, резкость выставлена по умолчанию normal
Фрагменты из разных форматов отпечатка в 100% масштабе.
15х21
20х30
30х40
Результат на бумаге выглядит хорошим во всех трёх случаях. Нужно
учесть, что небольшое размытие при увеличении до 30х40 см
компенсируется расстоянием, с которого производится рассматривание.
Наибольший размер отпечатка удовлетворит большинство любителей.
Зачем тогда пять, шесть, восемь миллионов точек матрицы? Каждый
дополнительный миллион точек стоит десятки или сотни долларов.
После проведения этого теста у меня возникли следующие мысли.
Обработку для печати нужно производить осмотрительно. Увеличение
резкости приводит к образованию ореолов на контрастных границах.
Допустимая на мониторе картинка, при печати может обнаружить ореолы.
Бумага более ёмкая по разрешению, чем дисплей.
Изображение при подготовке к выводу будет более правдоподобным,
если его перевести в цветовое пространство CMYK, специально
предназначенное для печатного процесса. Сохранение в большинстве
случаев для фотолаборатории или настольного принтера производится в
RGB.
Сколько мегапикселей нужно? Ответ на данный вопрос определяется
задачами каждого человека. Типичный случай потребителя, перешедшего
с плёночной мыльницы, который печатает фото в большинстве случаев
10х15 см, иногда 15х20.
Olympus
C-770, ISO 64, резкость по умолчанию
Сделано два кадра. Один с полным размером 2288х1520 (соотношение
3:2), другой 1280х960. Изображения изменены по размеру для печати
10х15 см — 1795х1205. В фотошопе увеличена резкость.
Фрагменты в 100% масштабе.
С
большого кадра
С малого
кадра
Чтобы увидеть различия на отпечатках, пришлось разглядывать их
детали около минуты. Встаёт вопрос о целесообразности матриц
больших, чем 1,3 Мпикс для большинства пользователей. Фото 15х20 с
камеры 1,3 Мпикс будет, кстати, много лучше, чем привыкли видеть
обладатели плёночных мыльниц.
На рынке ситуация складывается по иному. Аппараты 1,3 Мпикс с
производства давно сняты, 2 Мпикс постепенно снимаются.
Третья формулировка данного материала касается шумов матрицы,
непосредственно влияющих на качество отпечатка. В некоторых самых
простых камерах чувствительность матрицы и соответственно данный
параметр контролируются автоматически. Пользователям таких аппаратов
остаётся пожать плечами.
Для теста снято два кадра с разной чувствительностью
пятимегапиксельной камерой Sony DSC-V1. Изображения были изменены по
размеру для печати снимков 10х15 и 15х21 см. Проведена
цветокоррекция и подстройка резкости.
Sony
DSC-V1, ISO 800
Отпечатки 15х21. Фрагменты в 100% масштабе.
ISO
400
ISO
800
Максимальные значения чувствительности у V1 выше среднего. Для
большинства цифрокамер данный тест будет аналогичен при ISO 200,
400.
Результат для обычного пользователя на бумаге выглядит хорошо в
обоих случаях. Второй снимок даже лучше, поскольку на 400 растение
не точно в фокусе и к нему было применено больше резкости, что
повлекло за собой увеличение общей зернистости.
Отпечатки были выполнены также меньшего формата 10х15 см. Здесь
они могут удовлетворить даже взыскательного любителя.
Из теста можно извлечь ещё один урок: увеличение чувствительности
важно не только внешним проявлением — зашумленностью и
разноцветьем кадра, а также накладываемым ограничением на резкость.
Не идеальное с этой точки зрения изображение улучшению не поддаётся.
Применение соответствующего фильтра даже в малых количествах сразу
делает картинку неприемлемой — проступает шум. Другая ловушка,
шумы на экране и на бумаге выглядят по-разному. Казалось бы,
допустимое увеличение резкости — на бумаге приводит к
образованию видимых артефактов, образующих муар.
Если у вас уже сложилось какое-то мнение по указанным сторонам
цифровой печати, попробую его изменить. Все приведенные эксперименты
субъективны. Выводы подходят для указанных сюжетов, условий съёмки и
зависят собственно от лица производящего оценку. Полагаю, что с
другой камерой в вечернее время сняв кадр на ISO 400, вам на него
смотреть не захочется. С другой стороны, при достаточном свете,
снимая спорт на коротких выдержках или по соответствующей сюжетной
программе, вы можете получить более качественные отпечатки.
Качество 15х21 фотографии с 1,3 Мпикс цифромыльницы для кого-то
будет не достаточным. С четырёх мегапикселей, уже фотокартина, 40х60
см может выглядеть впечатляюще. Я не проверял, оставляю вам место
для эксперимента.
Применение восьмимегапиксельным камерам также найдётся. Способ
относится к разряду трюков: снимать на высокой чувствительности,
когда недостаточно света, затем полный формат уменьшить, что снизит
шумы изображения.
|